Начала читать опус Dork Zabunyan «Deleuze: voir, parler, penser au risque du cinema»
Автор пытается прочесть Cinema 2 через оптику «Различия и повторения»
Две основные посылки:
1) У Делеза мысль сама себя не предполагает. под вопросом существование доброй воли к мысли, добровольной готовности мыслить. Мысль не является прямым и естественным процессом. Философия встречи (rencontre) с чем-то, что вводит мысль в кризис. Мысли должна претерпеть «страсти». Радикальное начало (commencement) философии находится вне здравого смысла, она должна порвать с доксой
2) Забунян прослеживает линию кантовского учения о способностях в работах Делеза. Тот пользуется концепцией способностей, но при этом и утверждает, что Кант сам предает собственную идею. Поскольку коммуникация между отдельными способностями (faculte) регулируется некоторым общим здравым смыслом
Делез предлагает новое учение о способностях: рассогласованная игра способностей, вольноотпущенных, освобожденных от точки зрения здравого смысла, достигающих каждая своего предела, порождающих самих себя и свой собственный объект.
«Критика и клиника»:
Возвысить способность говорить до ее высшего применения, отличного от примирения чисто эмпирического или обыденного, поскольку тогда она «порождает» другой язык внутри языка.
«Два режима сумасшедших» (Deux regimes des fous):
задача музыкантов – дать услышать силы, не слышимые сами по себе, эти не-слышимые формы обращаются в действительности к «высшему», «невозможному» уху (текст, посвященный Булезу – sic! знаете ли не битлз)
См. фирменную дизъюнкцию визуального и аудиального в «Кино 2»:
Ни одна из этих двух способностей [видеть и говорить] возвышается до своего высшего осуществления, только достигнув придела, отделяющего ее от другой
Отсюда фигура «ясновидца», возникающая в переломный момент разрушения сенсомоторных схем и перехода от образа-движения к образу-времени. Ясновидение – некое «высшее вИдение», «взгляд Тиресея» - невозможное вИдение. Общее определение модернного кинематографа: cinema du voyant, pas plus d’action – кинематограф уже не действия, экшн, а вИдения.
Это к возникшему вопросу о том, почему Делез в Cinema 2 отбирает именно те фильмы, которые отбирает, игнорируя, так скажем, коммерческое кино и вообще масскульт.
Один из возможных ответов. Поскольку докса исключается из мысли и философии (еще одна тема «Различия и повторения», а каждая способность берется в своей высшей, невозможной точке развития, на собственном пределе, это ведет к выборке фильмов, которая может показаться элитистской. В конце концов см. эстетические «интересы» Делеза вообще: Фрэнсис Бэкон (изобразительное искусство), Булез (музыка), Кармело Бене (театр).
вторник, 18 декабря 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий